Ответ на вопрос когда появилась первая татуировка плавно вытекает из причин ее нанесения. Допустим, живете вы 6 000 лет назад и срочно вам понадобилось отпугнуть достающих вас соседей из племени напротив. А что может быть лучше помощи духов, грозных воплей и боевой раскраски? А чтобы не перепутать, своих отметим особенным способом, тотем нарисуем. На лице, языке, да и по всему телу пустим волны, зигзаги и еще что-нибудь, что природа вокруг навеяла. Ну получилось сегодня, рванули от вас соседи, только пятки сверкали. Так ведь они - негодяи, завтра опять полезут. Тогда лучше уж боевую раскраску оставить насовсем. А орден за боевые заслуги ведь не повесишь на голую грудь, отберут еще, проще свое достояние увековечить - выколоть прямо на груди. Сын вон подрастает, а пройдет посвящение во взрослую-то жизнь, тоже надо отметить, зря мучался, что ли? Родители разболелись что-то, надо обереги поставить и магическую татуировку сделать, чтоб вылечились поскорее. Жена на сносях опять, вот родит, еще одну отметину поставим. Радость-то, третьего уже ждем!
читать дальше
Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. У мужчин они покрывали все лицо, а у женщин - только губы и подбородок. Моко служили боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям - если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили как реликвию племени. А трупы не раскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Моко настолько индивидуальны, что зачастую использовались в качестве образца для личной подписи.
Татуировка связана с так называемыми переходными обрядами, будь то посвящение юношей в мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - все приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становиться темным, сладкое горьким, поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Они верили, что видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Считается, что японцы переняли искусство тату ("ирэдзуми") от древних обитателей Японского архипелага айнов, у которых татуировка носила в основном ритуальный характер. Одного дерзкого взгляда на губы, щеки и веки айнской женщины было достаточно потенциальному кавалеру, чтобы определить ее семейное положение и количество детей. В некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до жестокой крайности: например, на атолле Нукуро детей, рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.
Европа узнала о татуировке в конце XVIII столетия, когда вернувшийся из плавания Джеймс Кук стал выражаться словом "tattow", да вдобавок еще привез сплошь татуированного полинезийца - Великого Омаи, сразившего всех на повал. К концу XIX в. мода на аборигенов спала, зато вместо них на ярмарках стали выступать татуированные европейцы и американцы, чтобы заработать деньги. Так например, простолюдинка из бродячего цирка Джита Саломе, известная под именем Голубая Женщина, все свое тело покрыла узорами парящих птиц, звезд и Луны. А в начале XX в. некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей.
В 1891 году американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. А благодаря всплеску молодежной культуры 1950-60 г.г. появилось новое поколение татуировщиков, черпавших вдохновение в традиционных образах культур Востока, Полинезии и американских индейцев.